Очарование Лаоса

© Cybervlad

Пролог

Не могу сказать, что очень уж люблю зиму, но пушистые сугробы и чистый морозный воздух мне нравятся. Иногда. Но в этом году зимы нет. Снег отсуствует, температура около нуля. И это декабрь?!

Я вернулся из поездки по Камбодже и Таиланду всего две недели назад, но в мыслях все чаще и чаще возвращаюсь обратно. Странно, но обычно «ностальгия по ЮВА» у меня начинается месяца через 2-3 после возвращения домой. С этим надо что-то делать.

И тут я вспомнил, что у меня осталось несколько неиспользованных дней отпуска. Плюс длинные «новогодние каникулы». А ведь это идея!

Я позвонил Паше, который разделяет мою страсть к путешествиям (особенно по ЮВА), и после короткого обсуждения решение было принято: мы едем в Лаос! Несмотря на высокий сезон нам удалось найти билеты Екатеринбург-Бангкок-Екатеринбург, после чего были намечены ключевые точки маршрута: Бангкок—НонгКхай—Вьентьян—ЛуангПрабанг—Паттая—Бангкок.

Отсутствие жестких планов во время путешествия всегда лучше, и мы в очередной раз убедились в этом по приезду в Бангкок — билетов на ближайший поезд до лаосской границы не оказалось, выезд сдвинулся на сутки. Ну что же, «One night in Bangkok and the tough guys tumble».

Вьентьян. Первое впечатление.

Утром 29 декабря наш поезд прибыл в НонгКхай точно по расписанию (несколько необычно для Таиланда, правда?), и мы были атакованы толпой тук-тукеров, желающих отвезти нас до лаосской границы. Заплатив по 30 бат с носа за поездку, через 5 минут мы уже стояли в очереди к погранпереходу «Мост Дружбы». Минут через 30 мы прошли тайский пограничный пост и направились к автобусу, который всего за 15 бат перевозит желающих через Мост Дружбы. Поскольку большинству иностранцев для въезда в Лаос нужно заполнять анкету и получать визу по прибытию, в очереди из тайцев и лаосцев мы были практическими единственными иностранцами. Да, нам повезло — гражданам РФ можно въезжать в Лаос без визы на срок до 15 дней. В общем, через 10 минут мы уже ехали в сторону Вьентьяна на тук-туке.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. И Вьентьян справился с этим успешно.

Поскольку мы ничего заранее не бронировали, и на руках был лишь небольшой список вариантов размещения, мы попросили водителя отвезти нас в центр, желательно к отелю «Riverside», наслаждаясь по дороге видами утреннего Вьентьяна. Вьентьян небольшой (по сравнению, например, с Бангкоком) город, тихий и зеленый.

Laos75x100 Заселившись в отель ($22 за комнату), отправляемся на осмотр достопримечательностей. Поскольку на Вьентьян был запланирован всего один день, список был достаточно коротким: «Черная Ступа», Ват Сакет, Ват Хау Пра Кэу, Триумфальная Арка, и, конечно Ват Тат Луанг. Этот маршрут можно легко пройти пешком, но если вы не любите много ходить, без проблем можно нанять тук-тук. Но перед началом нашей «экскурсии по городу» мы озаботились билетами на автобус до Луанг Прабанга на следующее утро, купив их в ближайшей туристической лавке. Laos120x90

Я видел достаточно много буддийских храмов, но храмы Вьентьяна как-то по особому поразили меня. Ват Сакет с деревянным мондопом (библиотекой) и галереей маленьких статуй Будды, каждая из которых находится в своей «пещерке», темно-коричневыми крышами с чофу (декоративный элемент), смотрящими в ослепительно-голубое небо.

Laos120x90 Laos75x100 Laos120x90

Галереи Вата Хау Пра Кэу, где вас обдувает приятный ветерок, пока вы рассматриваете статуи Будды и животных.

Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90

Всемирно известная ступа Вата Тат Луанг, чья типично лаосская форма не даст перепутать ее с тайскими, бирманскими или камбоджийскими. Перед закатом Ват Тат Луанг выглядит как будто построенный пришельцами.

Laos120x90 Laos75x100 Laos120x90

Прогулку по городу мы закончили фотосессией заката на берегу Меконга.

Laos120x90 Laos120x90

После долгого дня и многочасовой ходьбы чувствуется усталость, посему отправляемся на массаж. Традиционный лаосский массаж несколько отличается от тайского, но техники очень похожи. После массажа был ужин из вкуснейших лаосских блюд в сопровождении нескольких стопок «лао-лау» - местной рисовой водки. Или виски? В общем, самогон.

Переезд в Луанг Прабанг.

Laos120x90 На следующее утро мы встали очень рано и отправились на автостанцию, где до посадки в автобус я выпил крепкого и густого лаосского кофе со свежеиспеченным багетом.

Дорога пролегала мимо живописных гор, зеленых рисовых полей, лесов, пересекала небольшие речки. После небольшой остановки на обед в ВангВьенге, мы продолжили свой путь вглубь страны.

Laos120x90 Laos120x90

После обеда я задремал, но через некоторое время проснулся от жары. Автобус с выключенным кондиционером стоял в небольшой деревушке, а водитель пытался починить двигатель. Местные жители (в основном дети) вышли из своих домов, чтобы поглазеть на иностранцев, которые не часто посещают эту горную деревню. Одни дети смотрели на «странных белых людей» со смесью страха и любопытства, другие же пытались завязать беседу, хотя практически не говорили по-английски.

Laos120x90 Laos75x100 Laos120x90 Laos75x100

Следующие пару часов мы занимались тем, что бродили по округе и фотографировали. Когда солнце стало клониться к горизонту, я поинтересовался у водителя, когда же мы поедем дальше. Водитель сказал, что не может отремонтировать двигатель, и придется ждать следующего автобуса. Или несколько часов или до завтра. «Отличная» новость! Сама по себе ночевка в горной деревне меня не пугала, но мы теряли слишком много времени в этом случае. Поэтому мы вытащили сумки из автобуса и стали ловить машину.

Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90

Через 30 минут водитель минивэна породы Toyota согласился отвезти нас (двух кризанутых русских, двух девушек из Кореи и семейную пару из Италии) до Луанг Прабанга всего за $10 с каждого.

Тем временем солнце коснулось гор и быстро спряталось за ними. Мы ехали в полной темноте. Иногда попадались припаркованные на обочине сломанные автобусы (какая-то эпидемия среди двигателей?). Корейские девушки попытались завязать беседу с водителем по-тайски (лаосский язык очень похож на тайский, особенно исанский диалект). Но моего знания тайского хватило лишь чтобы понять несколько слов, поэтому присоединиться к ним не получилось. Тогда я достал свой mp3-плеер, надел наушники и выбрал режим случайного воспроизведения. Угадайте, какая была первая композиция? «Death Car» («машина смерти»). Теперь, конечно, это смешно. Но когда мы гнали по узкой извилистой дороге без единого фонаря, это звучало зловеще.

В конце концов, мы без происшествий добрались до Луанг Прабанга.

30 декабря, 11 часов вечера. Практически все отели забиты под завязку. Но минут через 40 задавания вопроса «Mee hong waang dai bow?» («есть ли у вас свободная комната?») мы нашли жилье в небольшом гестхаузе — кто-то зарезервировал номер, но поскольку не приехал вовремя, хозяин уступил его нам.

Луанг Прабанг — древняя столица Лаоса.

Laos120x90 Утром 31 декабря после вкуснейшего завтрака в небольшом ресторанчике с видом на Меконг, мы отправились в ближайшее турагентство. Передвижение по земле, конечно, познавательно, но отнимает слишком много времени, поэтому мы решили возвращаться во Вьентьян на самолете и забронировали авиабилеты на 4 января, а также взяли 2-дневные курсы махутов (погонщиков слонов) на 2 января.

Древняя столица Лаоса Луанг Прабанг — небольшой тихий городок. Все основные достопримечательности сосредоточены на «языке», образованном реками Меконг и Нам Кхан. Laos120x90

Мы начали свой «самодеятельный тур» с обзорной площадки возле впадения Нам Кхана в Меконг.

Затем переместились в старейший храм города — Ват Сианг Тонг. Главная постройка храма — сим — была возведена в 1560 году по приказу короля Сеттатерата. Позднее, в 1828 году была построена Библиотека Трипитака, а в 1961 году появилась башня с барабаном.

Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90

Следующие несколько часов мы бродили по лабиринту узких улочек, заходя во встречающиеся по дороге храмы. Одни храмы были большими, другие маленькими, но у каждого было свое очарование. Снимал очень много, причем не только архитектуру и декор, но и людей — играющих ребятишек, монаха, читающего книгу, послушника, играющего с собакой и т. д.

Laos75x100 Laos120x90 Laos75x100 Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90 Laos75x100

Незадолго до заката мы поднялись на Пу Си («Святой Холм»), чтобы посмотреть на панораму Луанг Прабанга в последних лучах заходящего солнца.

Laos120x90 Laos120x90 Laos75x100 Laos120x90

Немного отдохнув, мы вкусно поужинали в уютном кафе на берегу Меконга, после чего направились на главную площадь Луанг Прабанга для встречи нового года. Погода была достаточно прохладной, однако народу на площади было много. После наступления полуночи в небо полетело множество фейерверков. Люди поздравляли друг друга и запускали в небо воздушные шары со свечой, которые должны были унести с собой все плохое, что произошло в ушедшем году.

Laos120x90 Laos120x90

Утро первого дня нового года было прохладным и облачным, но такая погода больше подходит для осмотра достопримечательностей, чем солнце и жара. После завтрака мы наняли лодку-длиннохвостку и направились на противоположный берег Меконга, где судя по карте находилось два небольших храма. Один из них мы обнаружили сразу же, как сошли на берег — обычный храм, какие можно увидеть в любой лаосской деревне. Следующий храм также оказался не очень интересным, разве что необычные росписи на стенах, но они, к сожалению, были в ужасном состоянии. В качестве компенсации с площадки храма открывался отличный вид на Луанг Прабанг.

Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90

Laos75x100 Последний храм, который мы посетили во время своей «заречной экскурсии», не был построен людьми, он располагался в пещере. Мальчик из близлежащей деревни открыл нам замок на дверях и показал статуи Будды, а также странные образования из камней, одно из которых очень напоминало слона. Пока мы пытались что-то сфотографировать внутри (нетривиальная задача, когда в качестве источника света есть лишь маленький фонарик), мальчик прибрал территорию возле входа. Судя по всему, жители деревни с большим почтением относятся к этому священному месту и прибираются здесь каждый день. Laos75x100

Вернувшись в Луанг Прабанг мы наняли тук-тук до водопада Куан-Си.

Куан-Си имеет несколько ступеней, некоторые с относительно спокойными бассейнами, где можно поплавать. И хотя погода была не очень жаркой, я рискнул искупаться, т. к. если верить стоящей рядом табличке, это приносит здоровье и удачу. Верхний уровень Куан-Си выглядит очень эффектно — белый поток, падающий с высокой скалы, образует большой бассейн. Лучшая точка для съемки — это мостик через вытекающий из бассейна ручей, на котором всегда много народу. По пути на парковку обнаружили клетку с забавными черными медведями. Табличка утверждала, что это выросшие медвежата, которых спасли от браконьеров.

Laos120x90 Laos120x90 Laos75x100 Laos75x100

На следующее утро я встал до рассвета, чтобы посмотреть, как монахи собирают подаяние. Я читал об этой церемонии и видел фотографии, но присутствовать при этом самому — совершенно другое. В тишине холодного и туманного утра бесконечная вереница одетых в шафрановые робы монахов движется по улицам с чашами для сбора подаяний, а стоящие на коленях люди (как местные, так и туристы) кладут в чаши немного еды (обычно рис и фрукты). Обратил внимание, что иногда монахи отдают поданные им фрукты детям, которые ждут у дороги с корзинами. Не знаю, является ли это старой традицией, или современным обычаем.

Laos75x100 Laos75x100 Laos120x90 Laos120x90

Следующий пункт нашего назначения — «Деревня Слонов» - находится всего в нескольких километрах от Луанг Прабанга, поэтому добрались мы до него достаточно быстро.

После распределения по бунгало и переодевания в «форму погонщиков» мы познакомились со своими слонами. Для начала «стажеров» садят на специальную скамейку на спине слона, но после краткого инструктажа «как управлять слоном» инструктор предложил мне переместиться на «капитанское место» - т. е. на шею слона. Это удивительное ощущение. В отличие от лошадей, слону обычно не требуется физическое воздействие — нужно лишь периодически напоминать ему «пай!» («иди!» по-лаосски) и говорить «куа» (направо) или «сай» (налево) для изменения направления. Слоны также понимают такие слова как «хоу» (стой), «туой» (повернись кругом), «мап лонг» (ложись), «луук» (вставай) и очень полезное «я-я!» (аналог собачьей команды «фу!»), которое погонщики выкрикивают когда слон пытается уйти с дороги чтобы что-нибудь съесть.

Laos120x90 Laos75x100 Laos120x90

Нашего слона зовут Бунсу. Это взрослый (40 лет) и очень умный самец. Он единственный во всем стаде, кто адекватно воспринимает команду «бун-бун». Эта команда означает «набери в хобот воды и полей себе на спину», но обычно слоны просто трясут головой во время купания. Мыть слонов нужно 2 раза в день: утром и вечером, перед тем как они уходят на пастбище, где проводят ночь. Конечно, во время этого действа все погонщики-стажеры становятся еще более мокрыми, чем слоны.

Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90

Утром встаем пораньше, чтобы забрать слонов с пастбища и еще раз поучаствовать в освежающей процедуре на реке. После завтрака мы покидаем «Деревню Слонов», чтобы посетить водопад Тад Саэ и сплавиться на каяках по реке Нам Кхан.

Водопад Тад Саэ, на мой взгляд, не такой впечатляющий, как Куан-Си, тем не менее, посетить его стоит. Для удобства осмотра вдоль водопада проложены забавные деревянные тротуары, есть несколько пригодных для купания бассейнов, зона для пикника, возможность покататься на слонах и т. д.

Laos120x90 Laos120x90

После посещения водопада Тад Саэ у новоиспеченных погонщиков слонов (да, по окончании курсов выдают сертификат - «права на управление слоном») есть два варианта: пешая прогулка по лесу или сплав по реке. Мы выбрали сплав и вскоре уже грузились в пластиковый каяк. У меня был некоторый опыт с байдарками и катамаранами, но он оказался неприменим к этой маленькой пластиковой посудине. Наверное, он неплохо выдерживает двух людей среднего веса, но как только мы с приятелем погрузились в него, он начал набирать воду и стал очень неустойчивым. К счастью, я упаковал фотоаппарат и видеокамеру в герметичный пакет, и они не пострадали во время нескольких опрокидываний.

Laos120x90 Laos120x90 Laos120x90 Laos75x100

В ЛуангПрабанг мы вернулись перед самым закатом, и т. к. новогодний ажиотаж уже спал, легко нашли место для последней ночевки в этом уютном городке.

На следующее утро мы снова встали до рассвета, чтобы поснимать на фото и видео сбор подаяний монахами. Однако было облачно и освещения для фотосъемки оказалось недостаточно, поэтому получилось всего несколько кадров.

Laos120x90 Laos75x100

Наша следующая точка — пещеры Пак-У, расположенные в 25 километрах вверх по течению Меконга, напротив места впадения в него реки Нам-У. Перед собственно посещением пещеры мы заскочили в деревню Бан Санг Хай, расположенную напротив пещеры. Деревня специализируется на производстве «лау-лао» (рисовый самогон) и «лау-хай» (рисовое вино) — вы можете понаблюдать процесс дистилляции, продегустировать и купить, если понравится. В деревне также есть небольшой рынок, где можно купить текстиль и сувениры, а также перекусить, если проголодались или требуется закусить продегустированный самогон. Не забудьте зайти в деревенский храм. Архитектурно он ничем не примечателен, просто очень уютный и умиротворяющий.

Пак-У — это комплекс из двух пещер — нижней (Там Тинг) и верхней (Там Пум). Там Тинг заполнена статуэтками Будды, которые в течение длительного времени приносили сюда местные жители. Она относительно небольшая, и ее можно неторопливо осмотреть буквально за час. Верхняя пещера, Там Тинг, гораздо больше, чтобы ее посетить нужен фонарь. Поэтому большинство туристов ограничиваются лишь нижней.

Laos75x100 Laos120x90 Laos75x100 Laos75x100 Laos120x90 Laos75x100

Когда мы вернулись в Луанг Прабанг, до вылета оставалось еще много времени, и мы решили посетить Ват Тат Луанг РасаМахаВихан, что означает «Храм Королевской Ступы». Этот храм был построен в 1818 году и выделяется среди других храмов Луанг Прабанга своим черно-белым орнаментом. Перед виханом храма находится ступа с останками короля Сисавангвонга.

Laos75x100 Laos75x100 Laos75x100 Laos75x100 Laos75x100 Laos120x90

А тем временем день стал клониться к вечеру, и настало время отправляться в аэропорт. Наш самолет взлетел перед самым закатом, предоставив нам возможность бросить прощальный взгляд на Луанг Прабанг в лучах заходящего солнца.

Утром 5 января мы попрощались с Вьентьяном и перешли тайскую границу. По пути к Сиамскому заливу пришлось дважды сменить автобус (в Удон Тани и Накхонратчасиме) и пересечь провинцию Исан с севера на юг. Но это уже совсем другая история.